Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта

Настройки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детский морской центр им. В. Пикуля

Обычная версия сайта

16 сентября на базе яхт-клуба была проведена тренировка "Спасательные работы на воде" в рамках предстоящего городского мероприятия "Школа безопасности". В тренировке приняли участие школы # 6, 5, 10, 9, 11, гимназия # 1.

Пока многие юные североморцы ещё греются  где-то на юге в  последние дни уходящего лета,  25 мальчишек и девчонок из Детского морского центра имени Пикуля отправились в морской поход. В том году поход проходил по Кольскому заливу с выходом в Баренцево море  и заходом в порт Гранитный. Среди участников похода большей частью опытные моряки: у  Атаева Ренат, восьмиклассника,  из 12-й школы ,  уже шесть многодневных походов, у его одноклассника Тарасова Тимофея-пять. Другой же Тимофей, Ершов идёт лишь в первый поход. Но у него и причина уважительная: только что  четвёртый класс.

Ранним пасмурным утром наша маленькая эскадра двинулась в путь. В её составе четыре катера Североморского яхт клуба, верных друзей юных моряков,  и три судна поменьше - моторные лодки Детского морского центра. Вначале маршрут проходит по Кольскому заливу. Курсанты знакомятся с его географией, навигацией и лоцией, изучают острова и заливы, стоят за штурвалом и несут ходовые вахты. 

Вот  в туманной дымке и дождевой мороси справа по курсу замаячила каменная громада мыса Летинский - мы вышли в Баренцево море. Ветер здесь посильнее и волны повыше ,а открывается такой простор, что хочется обнять весь мир. 

Первая наша   стоянка - губа Лодейная. Расположена она там, где продолжение западного берега Кольского залива становится берегом Баренцева моря,  километрах в  сорока от Североморска. Миллионы лет назад природа позаботилась о будущих мореходах и создала глубокую бухту ,защитив её высокими и крутыми сопками от ветра. Видать когда-то поморы на своих лОдьях укрывались здесь от непогоды и в благодарность дали гавани  столь романтичное для современников название. 

Заходим в бухту , идём в её юго-западному берегу  к небольшому каменистому пляжу. Затем следует маневрирование судов в узкой акватории, команды и доклады шкиперов, заводка носовых и кормовых якорей, установка транцев, швартовка - маленькие эпизоды большой морской практики. После постановки  кораблей  на якорную стоянку  начинается их разгрузка. Моторные лодки проворно снуют между рейдом  и берегом, перевозя людей и снаряжение. На берегу моряки становятся туристами: ставят палатки, разводят костёр, заготавливают дрова и воду. Потом у них будут занятия , по ориентированию и выживанию в безлюдной местности, и кстати, как не попасть в лапы к медведю. В общем, кораблекрушения нашим ребятам не страшны: чем заняться на берегу они знают.

Однако, пока от кораблекрушений нас бог и морская выучка миловали, перед нами стояла другая задача. Наш неизменный морской флотоводец, председатель яхт-клуба Алексей Сергеевич Березовский узнал как-то  , что  на мысе Сеть-наволок в годы Великой Отечественной войны была батарея береговой обороны, наводившая на врагов такой страх, что они боялись на своих кораблях приблизиться к Кольскому заливу. Курсантов ДМЦ заинтересовал рассказ об этой, как казалось, мифической батарее и мы решили её разыскать. Однако неоднократные попытки высадиться с лодок на скалистом берегу, откуда  бы можно было дойти до вероятного месторасположения батарея, были неудачны: и год и два  года назад  волна не давал даже возможности приблизиться к берегу. Пробовали мы добраться до загадочной батареи по суше, но многочасовые блуждания среди  озёр, ручьёв, болот и обрывов не приблизили нас к цели. Можно теперь понять путешественников прошлого, которые много мучились в поиска  в Земли Санникова, страны Эльдорадо, пути в  Индию,  и т.д. , так же как и мы  с легендарной батареей. 

Надо сказать.  заходя в бухту и осматривая берега в бинокль, заприметили маленькую полоску, как казалась ровного, пологого берега. Вот там и решили высадиться , чтобы начать путешествие к заветной цели. После разбивки лагеря трое взрослых и пятеро самых опытных курсантов отправились в последний и решительный бой с неизвестностью,  который необходимо было закончить до наступления темноты. 

Удобный издалека берег оказался завалом из огромных мокрых,  круглых камней. Передвигаться по ним следовало с обезьяньей ловкостью, помогая себе руками, чтобы не свалиться в воду. Кто-то заметил , что камни весьма напоминают яйца динозавров. Путешественники стали с некоторым беспокойством поглядывать в недалёкие заросли: не появится ли из них хозяин яиц ? О парке Юрского периода пришлось вспомнить ещё не раз, продираясь через выросшую вдоль ручья густую и болотистую, как леса Бразилии, чащу. Для полного сходства не хватало только диких обезьян! Последовало  полтора  часа блужданий по окрестностям. Появились  сомнения: может остатки батареи демонтировали и, а прочие следы уничтожили охотники за металлом 

И вот когда надежда почти угасла за очередным, сто пятидесятым  по счёту бугром , взору вдруг открылись два  огромных, тронутых ржавчиной,  ствола и остатки корпуса орудийной башни. Колумб, пожалуй так был не рад, добравшись до Америки, как мы своему открытию.

Сохранилась лобовая броня башни, орудийные механизмы, которые облепили мальчишки , оживлённо делясь своими маленькими открытиями. Затем они приступили к делу,  поворачивая и вращая всё, что поддаётся их силе и напору. Больше всех преуспели Большаков Иван и Атаев Ренат. После их дружного "Раз-два  вместе !"и поворота какого-то рычага, вдруг открылся орудийный затвор. Точно так же открылся от изумления рот автора. К счастью поблизости не оказалось походящих снарядов, а то возможно был бы произведён салют по случаю столь сенсационного открытия. Затем участники экспедиции построились, положили цветы к основанию башни и молчанием своим попрощались с теми, кто в войну защищал их будущие жизни.

Прекрасно время в походе, когда нет дождя, дневные труды позади и можно посидеть, глядя на пламя костра , слушая треск дров и бесконечные рассказы бывалых путешественников про свои приключения.

Карине Тазиповой _и Шульчевой  Нелли из второй школы пока рассказать нечего: они в поход пошли в первый раз. На вопрос: почему ?, ответили, что любят путешествия. Им помочь может академия имени Макарова. Там девушек принимают на факультет судовождения.

Утром зевая и поёживаясь из палаток выбираютсят их обитатели. От костра несёт ароматом дымка  и  завтрака. Новички лениво ковыряют ложкой кашу ,а ветераны вздыхают, но едят впрок. Начинается подготовка к переходу в Гранитный. Проходит пара часов и кильватерная колонна судов морского отряда потянулась в выходу из Лодейной. Маршрут перехода проложен  по Баренцеву морю и курсантов Детского морского центра качает не по-детски, тем не мене ходовые вахты несутся как обычно. Одно плохо: самому юному участнику Ершову Тимофею , стоя за штурвалом, приходится тянуться изо всех сил вверх, чтобы видеть через остекление рубки , куда держать курс. К следующему походу Тимофей обещал недостаток устранить. 

За кормой остаётся миля за милей, и те кто не проявлял должного усердия на завтраке, озабоченно начинают ,  пребывает в прекрасном расположении духа. 

Когда  подходишь с моря к Гранитному , и видишь, как вокруг всё теснее сближаются отвесные каменные стены, невольно вспоминаешь древнегреческие мифы о скалах Симплегады, которые сдвигаясь. кололи корабли, как орехи.  В Гранитном в годы войны базировались торпедные катера. Отсюда они ходили на боевые задания. Фанерные судёнышки , доверху залитые авиационным бензином с двумя торпедами на борту  летели сквозь лавину заградительного огня, чтобы поразить  с дистанции 300-500 метров вражеские корабли. Многие из катерников погибли в смертельных атаках.  Всем , кто не вернулся из боевых походов в Гранитном поставили памятник. Гарнизон в 90-х годах прошлого века был закрыт и обезлюдел, а к   памятнику  каждый год на судах приходят североморские юные моряки, чтобы возложить цветы и почтить память героев.

Самый долгий переход из Гранитного в Североморск представляет время для раздумий. Как же  предки столетия назад , шли через горные хребты и великие реки, через леса и  степи создавая нашу страну, обживая и обустраивая громадные территории. Другие народы спокойно сидели тысячи лет на своих островах, либо строили вокруг государства стены, за которую - ни ногой. Русские же прошли северные моря, в которые после гибели Виллема Баренца европейцы 250 лет нос боялись сунуть, пересекли Берингов пролив, дошли до Калифорнии... Что влекло их в  суровые , безлюдные, холодные просторы ? Может быть стремление к  изведанному и передалось  кому- то из нас  от предков ?

Высоцкий в своей песне про Север вопрошал:

Что же нам не жилось что женам не спалось?
Что погнало нас в путь по высокой волне?

По пути  к родному причалу ребятам были розданы простенькие анкеты, где среди прочих был  вопрос: "Почему ты пошёл в морской поход". Один из ответов звучал так : "Я пошёл в морской поход, потому, что я всегда хочу пойти в морской поход ".

Автор: Ананских Евгений Петрович, заместитель директора Детского морского  центра им. В.Пикуля, г.Североморска

В рамках государственной программы «Доступная среда» открыт информационный портал «Учимся жить вместе», на котором можно найти официальные документы, регламентирующие деятельность программы «Доступная среда» и касающиеся поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Портал содержит новости регионов России; ответы на актуальные вопросы, касающиеся медико-социальной экспертизы и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида.

Модуль «Интерактивная карта доступности объектов» содержит  информацию о доступности объектов для инвалидов на территории Российской Федерации.

Ссылка на информационный ресурс: http://zhit-vmeste.ru/